Зрительная гимнастика для глаз для дошкольников — список упражнений

Нагрузка на глаза у детей ощущается уже в раннем возрасте. Малыши много времени проводят за компьютером и телевизором, просматривая мультфильмы и играя в игры. И при этом их зрение не имеет достаточного отдыха. Для снижения риска возникновения проблем со здоровьем в дошкольных учреждениях в обязательном порядке проводятся простые и увлекательные упражнения для глаз.

Цели проведения гимнастики для глаз в дошкольном учреждении

Упражнения — эффективное средство профилактики глазных болезней и корректирование недугов. Гимнастика для глаз для детей, как и самомассаж, динамические паузы дыхательные упражнения — это современные здоровьесберегающие технологии. А ведь самые первые элементы подобных гимнастик, направленных на сохранение остроты зрения, придумали еще индийские йоги.

Гимнастика для глаз для дошкольников, зрительная разминка на уроке для детей

Самое легкое и доступное для малышей упражнение — закрывание глаз руками

В ДОУ зрительная гимнастика выполняется в следующих целях:

  • Общего оздоровления зрительного аппарата, предупреждения нарушений зрения: укрепления глазных мышц, снятия общего напряжения, утомления, улучшения кровообращения.
  • Лечения уже приобретенных патологий: близорукости, дальнозоркости, астигматизма.
  • Формирования у воспитанников в детском саду понятия о заботе о своём здоровье, в т. ч. о зрении.
  • Формирования у детей навыков ориентации в пространстве (закрепление таких понятий, как «право-лево», «верх-низ», «поворот».

Важно! Зрительная гимнастика для детей влияет на развитие связной речи, обогащение словарного запаса, помогает закрепить знакомые представления об окружающей действительности.

Гимнастика для глаз для дошкольников, зрительная разминка на уроке для детей

Упражнения, связанные с фиксацией взгляда на двигающемся предмете, развивают навык зрительно-пространственного ориентирования

Виды зрительной гимнастики в ДОУ

В детских учреждениях применяют несколько комплексов упражнений для глаз:

  • Без наглядности (ребята выполняют действия по словесному указанию педагога) и участием атрибутов (воспитанники зрительно отслеживают перемещения игрушки или предмета).
  • Профилактические, корригирующие (замедляет развитие астигматизма, близорукости, дальнозоркости и т. д.).
  • Пассивные (гимнастика затрагивает только глазодвигательный эффект) и активные (сочетаются с общеукрепляющими упражнениями для рук, ног, спины).

Обратите внимание! Среди профилактических комплексов самой эффективной считается зарядка для глаз по Аветисову для детей. Всего автор создал 3 комплексакаждый из которых способствует улучшению определенных зрительных процессов.

Комплекс № 2 направлен на укрепление глазных мышц:

  1. Дети, не двигая головой, 15 раз глазами чертят линию до пола.
  2. Воспитанники сначала чертят глазами траекторию «в сторону — вверх», а затем «в сторону — вниз». Повторить 20 раз.
  3. Посмотреть по направлению «налево-вверх», «вправо-вниз». Выполнить 15 раз.
  4. Круговые движения глазами: сначала по часовой стрелке, затем — против. Делать 12 раз.

Нормализует циркуляцию крови комплекс № 1, а № 3 ­— аккомодацию.

Гимнастика для глаз для дошкольников, зрительная разминка на уроке для детей

Дети активные упражнения выполняют с большим интересом

Методика проведения зрительной гимнастики

Зарядка для глаз применима для детей уже в младшем дошкольном возрасте. Выполняют их с детьми не 1, а 2-3 раза в день. В младших и средних группах для этого отводится 3 мин., а в старшей — продолжительность занятий уже может занимать 4-5 мин.

При выполнении упражнений нужно следовать правилам:

  • Воспитанники должны находиться в расслабленном состоянии.
  • Положение головы фиксированное (если гимнастика не выполняется в сочетании с упражнениями, предполагающими движения шеи).
  • Перед началом гимнастики следует снять очки (если дети их носят).
  • Дыхание во время занятий глубокое и равномерное.

Для возбуждения к гимнастике интереса воспитанников ее проводят в игровой форме. Например, при зажмуривании можно предложить изобразить сову или кота. Кроме того, детям нравится выполнять действия под веселые рифмы и музыку.

  Открытое занятие в подготовительной группе по окружающему миру

Внимание! Конкретного определенного времени для проведения зарядки нет. Она органично сочетается с прогулкой и любым запланированным занятием (продуктивной деятельностью, развитием речи). Например, при изучении насекомых, в младшей и средней группах можно «проследить полет стрекозы».

Если урок предполагает нагрузку на зрение, то гимнастику рациональней провести в середине занятия, чтобы снять часть напряжения. Если нагрузки нет, то упражнения переносят на вторую половину занятия, чтобы снять усталость от самого занятия.

Завершить комплекс лучше морганием, затем малыши должны потянуться.

Особенности работы с дошкольниками разного возраста

Чтобы заинтересовать ребенка в выполнении зрительной гимнастики, нужно учитывать его возраст.

Обратите внимание! Так при занятиях с 2-3-летним ребенком не стоит надеяться, что его увлечет команда «вращаем глазками». В этом случае стоит применить педагогическую хитрость. Малыши с удовольствием будут следить за полетом птички, закрепленной на указке или простом карандаше, либо за перемещениями пальчиковой куклы.

Дети 3-4 лет готовы повторять за воспитателем многое и его стимулирующая фраза: — «Я вот что умею. А ты?» — обязательно привлечет их внимание.

Гимнастика для глаз для дошкольников, зрительная разминка на уроке для детей

Зрительную гимнастику с воспитанниками лучше сочетать с какими-либо движениями руками

Обратите внимание! Более старшие ребята 5-6 лет проявляют любознательность и могут быть мотивированы рассказом о строении человека, например, как устроен глаз, позволяющий каждому видеть окружающий мир.

Картотека гимнастики для глаз с целями по ФГОС

Зарядка для глаз имеет множество комплексов, но все их можно сгруппировать для дошкольников по возрастной принадлежности.

Первая и вторая младшие группы

Картотека для малышей особенно богата.

Обратите внимание! Сюжетные офтальмологические упражнения для 1 группы направлены на сохранение и улучшение зрения, профилактику дальнозоркости и близорукости.

Пролетает самолет. (Дети поднимают глаза вверх).

Отправляюсь с ним в полет.

Вправо отвожу крыло и смотрю. (Ребята отводят правую руку, смотрят вправо).

Влево отвожу крыло и гляжу. (Малыши отводят левую руку, смотрят влево).

Я мотор завожу,

И внимательно слежу. (Следят глазами за вращательными движениями руками).

Поднимаюсь ввысь, лечу. ( Встают на носочки, взглядом рисуют волны).

Возвращаться не хочу. (Поморгать, закрыть глаза).

Справа — сладкая черника. (Дети смотрят вправо).

Слева зреет земляника. (Ребята глядят влево).

Спеет на горе брусника. (Малыши поднимают взгляд вверх).

Под ногами — ежевика. (Воспитанники опускают взгляд вниз).

Ягоды мы соберем,

А потом все отдохнем и толпой домой пойдем. (Смыкают веки на 3-5 сек, повторять до 8 раз).

  • С целью сохранения остроты зрения во 2-й младшей группе проводят гимнастику для глаз:
  • Осень краски ярко разводила,

Кистью по листочкам тихо проводила. (Дети рисуют глазами круг: влево — вверх — вправо — вниз).

Желтым стал орешник, клены покраснели. (Круговые движения: направо-вверх-налево-вниз).

Лишь в бору сосенки также зеленели. (Малыши зажмуриваются, моргают 10 раз. Повторить 2 раза).

Дождик, дождик, пуще. (Дети глядят вверх).

Лейся в лужи гуще. (Ребята опускают глаза вниз).

Только нас не промочи. (Воспитанники делают взглядом круговые движения).

Каплями в окно стучи.

Важно! В младших группах гимнастику для глаз необходимо проводить 2-3 раза/нед., используя мелкие предметы для облегчения понимания команд воспитателя образовательного учреждения.

Средняя группа

Методика проведения гимнастических упражнений для дошкольников 3 лет почти не отличается от предыдущей. Гимнастические упражнения для них проводятся в целях профилактики нарушений зрения, предупреждения утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения во время занятий.

  Календарный план в подготовительной группе на каждый день по ФГОС

Дует ветер всем в лицо. (Дети часто моргают).

Покачалось деревце. (Ребята смотрят налево, потом направо).

Ветер станет тише. (Воспитанники приседают, взгляд — вниз).

Деревца все выше. ( Встают, взгляд — вверх).

Носик смотрит влево-вправо. (Дети перемещают взгляд справа налево).

Смотрит нос то вверх, то вниз. (Ребята поднимают глаза вверх и опускают вниз).

Что подметил хитрый носик? (Проводят подушечками пальцев по векам).

Мы куда-то забрались.

Обратите внимание! Время выполнения зрительной гимнастики в средней группе увеличивается до 5 мин.

Старшая и подготовительная группы

  1. Кроме оздоровительно-профилактической цели при выполнении зарядки для глаз с детьми 5-6 лет можно работать над понятиями пространственно-временного устройства мира.
  2. Упражнения для глаз
  3. Повторяем каждый раз.
  4. Право, лево, верх и вниз,
  5. Повторяй и не ленись.
  6. Мышцы глаза укрепляем.
  7. Напряжение снимаем.

Гимнастика для глаз для дошкольников, зрительная разминка на уроке для детей

Наглядное пособие способствует более продуктивному выполнению упражнения.

Целый год слышно «тик-так»

Все часы идут вот так,

Раз — налево, два — направо. (Дети глаза отводят влево-вправо).

И мы тоже можем так,

Тик-так, тик-так. (Повторяют упражнение).

Обратите внимание! В завершении воспитанники 6-7 лет сами массируют себе веки подушечками указательных пальцев.

Использование наглядности во время зрительной гимнастики

При выполнении гимнастики для глаз, рекомендованной для дошкольников, большое значение имеет наглядность, ведь в этот период у них доминирует наглядно-образное мышление. Выполнять команды «влево», «направо» им гораздо проще, имея перед собой зрительный ориентир. С этой целью используют разные версии наглядности:

Ориентиры-предметы. Их воспитатель раздает каждому ребенку либо оставляет один только у себя. Это должна быть вещь, которую удобно надевать на палец, например, резинка для волос с птичкой. Также она должна соответствовать теме занятия, например, бабочка при изучении насекомых.

Обратите внимание! Наглядность не должна быть одного цвета с одеждой воспитателя, но при этом яркой, заметной, привлекающей внимание. Это может быть пальчиковая кукла или указка с прикрепленной на конце картинкой.

  • Схемы. Такое пособие подходит для занятий в старшей или подготовительной группе. В этом возрасте у детей уже развивается абстрактное мышление, и схемы помогут им понять принцип выполнения упражнения.
  • Сигнальные метки. Они помогают быстро переключить взгляд с дальнего объекта на ближний. Например, квадрат 0,5 см х 0,5 см воспитатель крепит на оконное стекло. Воспитанник детского сада 1-3 сек. смотрит на метку, а затем переводит взгляд на предмет за окном. При этом педагог просит его пояснить, что происходит с предметом. Например, с машиной: из нее вышли люди или она поехала и т. д.

Гимнастика для глаз для дошкольников, зрительная разминка на уроке для детей

Сигнальная метка должна находится на уровне глаз ребенка

  • Офтальмологические тренажеры. Они бывают настенные либо потолочные и представляют собой цветные траектории-дорожки, по которым, например, персонажи из сказки должны «добраться» до «своего» домика. Каждый герой имеет свой цвет. Такое задание можно выполнять коллективно.
  • Индивидуальные тренажеры для глаз. Это либо контурные картинки, состоящие из нескольких элементов (например, белка, орех, лист), либо для старших дошкольников (это могут быть буквы и цифры). Ребенок держит картинку на вытянутой руке и зрительно проводит линию по контурам. Дети 3-4 лет могут помогать себе пальчиком.

Обратите внимание! В зимний период во время прогулки в качестве наглядности можно использовать снежки.

Регулярное проведение зарядки для глаз обязательно даже при здоровом зрении, так как в современном мире нагрузка на глаза не просто огромна, но и постоянно увеличивается.

Читайте также:  Алгоритм и техника закапывания глазных капель - пошаговая инструкция

Картотека "Гимнастика для глаз" для дошкольников

  • КАРТОТЕКА
  • ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ
  • 1. «Яблоко»
  • (профилактика нарушений зрения)
  • Нарисуем яблоко круглое и сладкое.
  • И большое-пребольшое, очень вкусное такое.
  • Нарисовать глазами «яблоко» сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
  • 2. «Арбуз»
  • (нормализация тонуса глазных мышц)
  • Вот какой у нас арбуз:
  • Несмышлёный карапуз.
  • Вдаль покатился – на место воротился.
  • Снова покатился – домой не воротился.
  • Перемещение взгляда с дальней точки на ближнюю.
  • Влево покатился,вправо покатился
  • Медленные движения глазами влево, затем вправо.
  • Покатился и…разбился.
  • Зажмуривание глаз.
  • 3. «Собачка»
  • (снятие зрительного утомления)
  • Собачка бежит вправо, собачка бежит влево.
  • Дети делают медленные движения глазами вправо, а затем влево, не поворачивая головы, с ориентиром на зрительные метки, например, на деревянную палочку с «собачкой» на конце.
  • И снова это делает она очень умело.
  • Повторяют те же движения.
  • Собачка к носу движется, а потом обратно.
  • На неё смотреть нам очень приятно!
  • Переводят взгляд с дальней точки на ближнюю и наоборот.
  • 4. «Щенок»
  • (тренировка глазных мышц)
  • Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
  • Поднести к глазам ладони, хлопать ресницами, щекоча ладони.
  • А щенок не лает, глазки закрывает.
  • Закрыв глаза, поглаживать веки.
  • 5. «Белка»
  • (укрепление внутренней мышцы глаза)
  • Белка прыгает по веткам,
  • Гриб несёт бельчатам-деткам.
  • Взгляд смещать по диагонали влево – вниз – прямо, вправо – вверх – прямо, вправо – вниз – прямо, влево – вверх – прямо и постепенно увеличивать задержки в отведённом положении, дыхание произвольное.
  • 6. «Волчище»
  • (нормализация тонуса глазных мышц)
  • Что, волчище, рыщешь?
  • Что ты, серый, ищешь?
  • Движения глазного яблока влево – пауза – затем вправо.
  • Я поужинать хочу – волчью ягоду ищу.
  • Круговые движения глаз почасовой и против часовой стрелки, не поворачивая головы.
  • 7. «Лиса»
  • (снятие зрительного напряжения)
  • Ходит рыжая лиса, щурит хитрые глаза.
  • Крепко зажмурить и открыть глаза.
  • Смотрит хитрая лисица,
  • Ищет, чем бы поживиться.
  • Медленно прослеживать взглядом вправо, затем – влево за движущимся предметом – лисой, не поворачивая головы.
  • Пошла лиска на базар, посмотрела на товар.
  • Взгляд направлен вниз, затем – вверх.
  • Себе купила сайку, лисятам – балалайку.
  • Самомассаж века путём лёгкого надавливания на него тремя пальцами.
  • 8. «Сова и лиса»
  • (восстановление зрения)
  • На сосне сидит сова, под сосной стоит лиса.
  • Медленно перемещают взгляд вверх – вниз, не поворачивая головы.
  • На сосне сова осталась,
  • Выполняют круговые вращения глазами по часовой стрелке.
  • Под сосной лисы не стало.
  • То же против часовой стрелки.
  • Можно использовать зрительные тренажёры для фиксации взгляда.
  • 9. «Кукушка»
  • (укрепление глазных мышц)

Дети вытягивают вперёд правую руку и фиксируют взгляд на указательном пальце. Это«кукушка».

  1. Летела кукушка мимо сада,
  2. Поклевала всю рассаду
  3. Медленное движение взглядом влево – вправо, не поворачивая головы.
  4. И кричала: «Ку-ку-мак,
  5. Раскрывай один кулак!»
  6. Прослеживают движения пальца вверх-вниз.
  7. Ты, кукушка, не кричи, а немножко помолчи.
  8. Закрывают глаза ладонями.
  9. 10. «Совушка-сова»
  10. (профилактика нарушений зрения)
  11. Совушка-сова, большая голова.
  12. Движения глазами вправо – влево, не поворачивая головы.
  13. Маленькие ножки, а глаза как плошки.
  14. Вращение глазами по кругу по часовой и против часовой стрелки.
  15. Днём спит,
  16. Закрывать глаза.
  17. Ночью глядит:
  18. Открывать глаза.
  19. Луп – луп – луп, луп – луп – луп…
  20. Широко открывать глаза.
  21. 11. «Мотылёк»
  22. (профилактика зрительного утомления)
  23. Вот летает мотылёк,

Крылышками порх! порх!

  • Быстро и легко моргать глазами.
  • Он летит на огонёк.
  • Остановиться, посмотреть на ближнюю точку – «огонёк».
  • Поскорей улетай, свои крылышки спасай!
  • Моргать глазами быстрее.
  • Улетел…
  • Посмотреть на дальнюю точку вслед улетающему мотыльку.
  • 12. «Бабочка»
  • (укрепление мышц глаз)
  • Над цветком цветок летает
  • И порхает, и порхает…

Дети прослеживают взглядом без поворота головы «полёт» бабочки от «цветка к цветку» с использованием зрительного тренажёра. Траекторию, по которой должен двигаться взгляд, показывает бабочка на палочке. На конце каждого «цветка» (стрелки) бабочка останавливается, и глаза отдыхают. По форме траектория движения может быть разной.

13. «Пчела»

(укрепление глазных мышц)

Эй, пчела! Где ты была?

  1. Дети смотрят на пчелу на палочке.
  2. Тут и там.
  3. Дети медленно переводят взгляд влево, затем вправо за пчелой, не поворачивая головы.

Где летала? – По лугам.

Смотрят вверх, а потом вниз.

Что ребятам принесла?

Мёд! – ответила пчела.

  • Массируют веки, надавливая слегка пальцами.
  • 14. «Кит»
  • (нормализация тонуса глазных мышц)
  • Кит плывёт как большой пароход.
  • Широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль.
  • Влево плывёт,вправо плывёт
  • Движения глазами влево – вправо.
  • А потом…как нырнёт!
  • Закрыть глаза и зажмурить их.
  • 15. «Ерши-малыши»
  • (профилактика нарушений зрения)

Дети «путешествуют» по зрительному тренажёру. Это может быть рисунок речных кругов, разных по размеру, в которых плавают рыбы. Или просто схемы-круги со стрелками, изображающими направление движения взгляда.

  1. На реке – камыши. Расплясались там ерши:
  2. Круг – постарше,
  3. Медленное вращение глазами по большому кругу по часовой (против часовой) стрелке, не поворачивая головы.
  4. Круг – помладше,
  5. Аналогичное движение глазами по кругу меньшего размера.
  6. Круг – совсем малыши!
  7. Такое же движение по самому маленькому кругу.
  8. Круги могут находиться на ближнем и дальнем расстоянии друг от друга, и тогда дети переводят взгляд с ближней точки на дальнюю и наоборот.
  9. 16. «Ёлочка»
  10. (нормализация здорового зрения)
  11. Ёлочка, ёлочка, зелёная иголочка.
  12. Медленные движения глазами вверх – вниз, не поворачивая головы, за ёлочкой на деревянной палочке.
  13. С буйным ветром спорится,
  14. Отвести тренажёр вдаль и посмотреть на ёлочку.
  15. Дотронься – уколется.
  16. Перевести взгляд на ближнюю точку – к носу.
  17. Ой!
  18. Зажмурить глаза.
  19. 17. «Анютины глазки»
  20. (тренировка силы мышц глаз)
  21. Анютины глазки зажмурили глазки.
  22. (Слегка зажмуриться.)
  23. Анютины глазки открылись, как в сказке.

(Широко открыть глаза).Повторить несколько раз.

  • 18. «Гриб»
  • (снятие зрительного напряжения)
  • Шляпка, шляпка, шляпка,
  • Ножка, ножка, ножка.
  • Вот и гриб Антошка.

Дети представляют шляпку гриба и медленно обводят её глазами, не поворачивая головы, по часовой стрелке. Затем те же движения с воображаемой ножкой гриба. Повторяют все движения против часовой стрелки.

  1. 19. «Снежинка»
  2. (коррекция зрения)
  3. Мы снежинку увидали, со снежинкою играли.
  4. Берут снежинку на палочке, вытягивают руку перед собой, фокусируют взгляд на снежинке.
  5. Снежинки вправо полетели,
  6. Глазки вправо посмотрели.
  7. Медленно отводят руку вправо, следя глазами за снежинкой, не поворачивая головы.
  8. Снежинки влево полетели,
  9. Глазки влево посмотрели.
  10. Движения глазами влево.
  11. Ветер вверх их поднимал и на землю опускал.
  12. Поднимают руку вверх и опускают вниз, медленно следя глазами за снежинкой; затем приседают, опустив снежинку на пол.
  13. Глазки закрываем, глазки отдыхают.
  14. Закрывают глаза ладонями.
  15. 20. «Солнышко и тучки»
  16. (профилактика нарушений зрения)

При выполнении упражнения использовать зрительные метки. Это могут быть картинки тучек, расположенных по углам квадрата стены («неба»), или воображаемые тучки.

Тучки по небу ходили,

Красно солнышко дразнили.

Не поворачивая головы, дети медленно переводят взор с одной тучки на другую по направлению, указанному педагогом – можно пронумеровать тучки или поставить указатели-стрелки и т.п.

  • А мы солнышко догоним, а мы красное поймаем.
  • Переводят взор на солнышко в середину «неба» и отдыхают.
  • Солнышко услыхало, красное поскакало.

Обводят глазами большой круг по часовой, потом против часовой стрелки. Педагог может пустить солнечный зайчик по «небу», а дети будут прослеживать взглядом его движение.

  1. По возможности это может быть и электронная физкультминутка для глаз.
  2. 21. «Глазки»
  3. (снятие зрительного напряжения)
  4. Движения глазами выполнять медленно, не поворачивая головы.
  5. Глазки влево, глазки вправо,
  6. Вверх и вниз, и всё сначала.
  7. Быстро, быстро поморгай –
  8. Отдых глазкам своим дай!
  9. Чтобы зоркими нам быть –
  10. Нужно глазками крутить.
  11. Вращать глазами по кругу.
  12. Зорче глазки чтоб глядели, разотрём их еле-еле.
  13. Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.
  14. 22. «Пальминг» (оптическое голодание) –
  15. (расслабление мышц глаз)
  16. Глазки ладошками закрылись
  17. И в пещере очутились.
  18. Раз-два-три, ничего не видим мы…

Опершись о стол локтями, мягко прикрыть глаза ладонями так, чтобы не было ни одного просвета. Расслабиться.

  • 23. «Пальчик»
  • (нормализация тонуса глазных мышц)
  • Пальчик к носу поднесём,
  • Медленно поднести указательный палец к носу, не сводя с него глаз.
  • А потом отведём.
  • Отвести палец подальше на вытянутую руку, следя взглядом.
  • Поморгаем, помолчим и опять всё повторим.
  • Поморгать глазами и повторить всё сначала.
  • 24. «Айболит»
  • (профилактика зрительного утомления)

Дети «путешествуют» по офтальмотренажёру. По кругу расположены зрительные метки – герои известной сказки, а в середине круга под деревом сидит Айболит.

  1. Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит.
  2. Фиксируют взгляд на докторе Айболите.
  3. Приходи к нему лечиться, и корова, и волчица,
  4. И жучок, и червячок, и медведица
  5. Дети обводят их глазами по часовой и против часовой стрелки и «отправляют лечиться» к доктору.
  6. Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит!
  7. Поморгать глазами и расслабиться.
  8. 25. «Дворник»
  9. (снятие усталости с мышц глаз)
  10. Вы, метёлки, метите, метите,
  11. И усталость сметите, сметите,
  12. И усталость сметите, сметите,
  13. Глазки нам хорошо освежите.
  14. Выполнять частое моргание без напряжения глаз с небольшой паузой в середине текста.
  15. 26. «Шофёр»
  16. (снятие зрительного напряжения)
  17. Качу, лечу во весь опор.
  18. Медленное движение глазами по кругу по часовой стрелке, не поворачивая головы.
  19. Я сам – шофёр и сам – мотор.
  20. То же против часовой стрелки.
  21. Нажимаю на педаль,
  22. Указательный палец подносим к носу и послеживаем за ним взглядом.
  23. И машина мчится вдаль.
  24. Отводим палец далеко вперёд и переводим взгляд на дальнюю точку.
  25. 27. «Самолёт»
  26. (укрепление глазных мышц)
  27. Использовать зрительный тренажёр – самолётик на деревянной палочке.
  28. Пролетает самолёт, с ним собрался я в полёт.
  29. Перевод взгляда с ближайшей точки на дальнюю.
  30. Правое крыло отвёл, посмотрел.
  31. Движение глазами вправо, не поворачивая головы.
  32. Левое крыло отвёл, поглядел.
  33. То же влево.
  34. Я мотор завожу и внимательно гляжу.
  35. Движение взглядом по кругу.
  36. Поднимаюсь ввысь, лечу, возвращаться не хочу.
  37. Движение взглядом вверх – вниз.
  38. 28. «Вертолёт»
  39. (нормализация тонуса глазных мышц)
  40. Вот отправился в полёт
  41. Наш чудесный вертолёт.
  42. Медленно поднимать глаза высоко вверх и фиксировать взгляд на «вертолёте».
  43. Быстро крыльями кружит,
  44. И жужжит, жужжит, жужжит.
  45. Вращать глазами по кругу, не поворачивая головы, по часовой и против часовой стрелки.
  46. Ж-ж-ж-ж…
  47. Зажмурить глаза.
Читайте также:  Симптомы при вирусном конъюнктивите - как правильно лечить

Гимнастика для глаз. Детям и взрослым

Большинство людей не уделяют зрению должного внимания, а зря.

В настоящее время проблемы со зрением у детей возникают не только из-за наследственности, врожденных заболеваний, но и образа жизни, а именно перегрузки зрения гаджетами и другой зрительной нагрузки.

Уже с детского сада необходимо внимательно относиться к здоровью глаз. Научить следить за своим здоровьем и постепенно ввести это в привычку малыша должен взрослый.

Профилактика заболеваний глаз

  • контроль за временем использования различных гаджетов;
  • гимнастика для глаз;
  • достаточная освещенность в помещении;
  • игры на свежем воздухе;
  • здоровое питание.

Гимнастика для глаз

Гимнастика помогает снять напряжение, усталость с глазных мышц, улучшает кровообращение. Выполнять 2-3 раза в день, не более 10 минут. Каждое упражнение повторяем 2-3 раза (постепенно переходя к 8 повторений).

Придерживаемся правила от простого к сложному. Проводятся в положении сидя, при необходимости (например,дошкольникам) можно сочетать с игровой формой (стихи, песенки) или подвижными играми. Это ещё и поможет увлечь ребёнка.

Вообще проведите с ребёнком любого возраста зачем вообще необходима данная гимнастика.

  • Для некоторых упражнений есть противопоказания, поэтому если у ребёнка есть проблемы со зрением, лучше проконсультироваться со специалистом, прежде чем выполнять такую гимнастику.
  • В настоящее время известно много методик, но мы рассмотрим простые и понятные упражнения, при этом эффективные, которые подойдут для профилактики.
  • Можно использовать различные формы проведения гимнастики для глаз:
  • — в стихотворной форме.
  • Подойдет для самых маленьких.

— использовать схемы для выполнения некоторых из упражнений.

1 ‘Жмурки’

Сильно зажмуриваем глаза на 3-4 секунды, далее открываем на то же время. Не спешить, иначе не будет никакого положительного эффекта, скорее наоборот мышцы глаз устанут еще больше.

Быстро моргаем, но не напрягаясь. Упражнение выполняем примерно секунд 10 (постепенно доходя до 1 минуты). В перерывах можно чередовать открытые и закрытые глаза.

3. ‘Светофор’

Закрываем правый глаз и изображаем мигание светофора левым глазом. Затем меняем. Упражнение развивает еще и внимание и координацию.

4. ‘Маятник’

Смотрим на лево, затем переводим взгляд на право, далее наоборот и т.д. Упражнение выполняется в медленном темпе, голова должна быть неподвижна. Можно добавить этому упражнению яркую игрушку, за движение которой необходимо наблюдать.

  1. 5. ‘Пол — потолок’
  2. Аналогичное упражнение, но смотрим вверх-вниз.
  3. 6.’Гляделки’

Упражнение выполняется вдвоём. Необходимо сесть друг напротив друга и смотреть в глаза. Кто первый моргнул, тот проиграл.

7. ‘Отдых’

Закрываем глаза, про себя считаем до 15. Открываем глаза и так несколько повторений.

8 ‘Приближение’

Правую руку вытягиваем вперед, в руке яркая игрушка или любой небольшой яркий предмет. Смотрим на него внимательно, двигаем его к кончику носа и обратно. Упражнение выполняем в медленном темпе, когда предмет становится ярким пятном, то прекращаем упражнение. После отдыха ещё несколько повторений.

9 ‘Часы’

Имитирует глазами ход часовой стрелки, а затем делаем движения глазами против часовой стрелки. Упражнение выполняется в медленном темпе, голова неподвижна.

10. ‘Крестики’

Рисуем глазами крестик. Сначала в одной последовательности (с левого нижнего угла в правый верхний- с левого верхнего угла в правый нижний), затем в противоположной. Темп медленный, голова неподвижна.

11. ‘Далеко-близко’

Лучше выполнять это упражнение перед окном или на улице. Смотрим на предмет находящийся вдалеке. Рассматриваем его примерно 10 секунд. Далее смотрим на предмет находящийся примерно 30 см от глаз, смотрим на него также примерно 10 секунд.

12. ‘Массаж век’

Легонько массируем верхнее веко от внутреннего края к наружному. Нижнее веко наоборот. Массаж проводится не более 60 секунд.

13. ‘Восьмёрочки’

Глазами рисуем цифру 8 (или используем специальный плакат).

14 «Найди вещь»

Просим ребёнка, найди взглядом, какую либо вещь.

Гимнастические упражнения для глаз помогут детям в любом возрасте и даже взрослым расслабить мышцы глаз, улучшить в них кровоснабжение, тем самым уменьшить риск развития заболевания. Но при условии регулярного выполнения.

Упражнения можно использовать выборочно или в комплексе. Подойдут как элементы в физкультминутках в процессе обучающих занятий в дома, детском саду и школе.

  • Вам может быть интересно:
  • — 5 причин необходимости наличия в доме массажного коврика и 5 оригинальных идей для изготовления его своими руками.
  • — Внимание, опасные игрушки!
  • — Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка

Гимнастика для глаз для дошкольников, зрительная разминка на уроке для детей

Большую часть информации из окружающего нас мира мы воспринимаем через глаза. Никто не станет отрицать, что они – один из важнейших органов чувств.

Кроме того, состояние зрения напрямую связано с кровообращением, состоянием головного мозга, нервной системы, интеллектуальным развитием человека.

Вот почему, если родители заботятся о здоровье своего ребенка и хотят, чтобы он рос полноценно и всесторонне развитым, они должны внимательно относиться к его глазкам, их состоянию и функциям.

Зрительный аппарат у детей формируется до 12 лет. Нарушения зрения в младшем детском возрасте, достигающие глобальных масштабов у школьников – реально существующая и серьезная проблема в современной офтальмологии. Гимнастика для глаз для дошкольников помогает справиться с ней.

Врачи-офтальмологи рекомендуют начинать делать профилактическую зарядку уже с детьми дошкольного возраста и продолжать выполнять ее регулярно, чтобы предупредить проблемы со зрением в будущем.

Если же нарушения уже имеют место, существуют специальные комплексы для восстановления зрения.

Физкультминутка на уроке для расслабления

Физкультминутка на уроке для расслабления

ВАЖНО: Чтобы ребенок относился к физкультминутке, как отдыху, ни в коем случае не оглашайте, сколько раз надо присесть, подпрыгнуть, наклониться. Физические упражнения ребенок должен делать по мере своих сил. Главное, чтобы он хотя бы немного подвигался.

Физкультминутка на уроке для расслабления:

  1. А в лесу растет черника А в лесу растет черника, Земляника, голубика. Чтобы ягоду сорвать, Надо глубже приседать. (Детки должны приседать.) Нагулялся я в лесу. Корзинку с ягодой несу. (Дети должны ходить на месте.)
  2. Белки прыгают по веткам. Прыг да скок, прыг да скок! Забираются нередко, Высоко, высоко! (Прыжки на месте.) Будем в классики играть Будем в классики играть, На одной ноге скакать. А теперь еще немножко На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.)
  3. Вечером девочка Мила (Дети начинают шагать на месте.) В садике клумбу разбила, (Совершают легкие прыжки.) Брат ее, мальчик Иван Тоже разбил… стакан! (Дети хлопают в ладоши.) Видишь, бабочка летает, (Дети машут руками.) На лугу цветы считает. Раз, два, три, четыре, пять. (Дети хлопают в ладоши.) Ох, считать не сосчитать! (Совершают легкие прыжки.) За день, за два и за месяц… (Переходят к медленному шагу.) Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Повторяют хлопки.) Даже мудрая пчела (Машут руками.) Сосчитать бы не смогла!
  4. Вот под елочкой зеленой (Дети занимают места возле рабочей зоны.) Скачут весело вороны. (Легко подрыгивают.) Кар-кар-кар (Хлопки над головой.) Целый день они кричали, (Повороты туловища.) Спать ребятам не давали. (Наклоны туловища.) Кар-кар-кар! (Хлопки над головой.) Только к ночи умолкают (Машут руками.) И все вместе засыпают. (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
  5. Вышел зайчик погулять. Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.) Вот он скачет вниз по склону, Забегает в лес зеленый. И несется меж стволов, Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.) Зайка маленький устал. Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.) Замер зайчик средь травы А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)
Читайте также:  Могут ли болеть, слезиться или краснеть глаза при коронавирусе

Что это такое и зачем нужно

Сложно найти современного ребенка, который бы не играл на компьютере, не смотрел мультфильмы по телевизору или не развлекался с мобильными гаджетами. Планшет или мобильный телефон можно увидеть в руках нередко у трехлетнего малыша, некоторые родители даже гордятся тем, что их кроха еще не умеет читать, но знает, как включить ноутбук или пользоваться пультом от телевизора.

Едва ли можно старших обвинять в таком отношении к детям, так как современные развлечения действительно повсюду, они увлекают и захватывают. А работающей маме куда проще и удобнее включить сыну или дочери мультфильм и спокойно заняться своими делами хотя бы на полчаса, чем учить его читать или пытаться отвлечь другими игрушками в случае капризов.

Но в результате получается только хуже. Детские органы еще не сформированы до конца, они слабы и уязвимы. А если давать им постоянные и чрезмерные зрительные нагрузки, зрение неизменно будет ухудшаться.

Снижение остроты зрения может возникать по таким причинам:

Упражнения для зрения

  • Слишком частое времяпровождение перед телевизором или компьютером. Максимально допустимое время смотреть телевизор или играть на компьютере для детей – не более двух часов в сутки. Если оно превышается, то каждые 40–50 минут следует делать перерыв и выполнять специальную зарядку по возрасту ребенка.
  • Длительное чтение книг и других печатных изданий. Школьная программа дает детям куда больше нагрузок, чем несколько лет назад. Даже в начальной школе домашние задания становятся все сложнее и обширнее, требуют все больше времени и умственного труда. Если ребенок делает уроки более 2 часов, ему также необходимы перерывы для зарядки.
  • Развивающиеся заболевания органов зрения: глаукома, близорукость, дальнозоркость. В этом случае гимнастика становится обязательной частью лечения, родители должны находить время выполнять ее регулярно, чтобы сохранить функции органов ребенка.
  • Наследственная предрасположенность. Если у одного из близких родственников обнаружены офтальмологические заболевания, родители должны особенно внимательно следить за зрением ребенка. С самого рождения требуется регулярно обследоваться у врача: если обнаружить заболевание глаз на ранней стадии, благодаря высокому уровню развития современной медицины, 100% излечение гарантировано.
  • Авитаминоз. Сегодня даже маленькие дети пробуют чипсы, газировку, фастфуд, а вместо фруктов и свежих овощей едят сухарики из пакетика и чупа-чупсы. Для поддержания зрения ребенку необходимы витамины А, В, Д, а также минералы цинк и железо. Это мясо, рыба, яйца, злаковые, морковь, абрикосы, ежевика и черника.

Если у малыша врожденная склонность к близорукости или косоглазию, он уже поставлен на учет у офтальмолога. В случае изменений зрения врач посоветует, что следует делать. Но как понять, что зрение ухудшается у здорового малыша? Ведь сам он еще не может адекватно воспринимать подобные перемены и тем более – объяснять их папе или маме.

Обратить внимание следует на такие симптомы ухудшения работы зрительного аппарата:

  • малыш часто трет глаза, словно хочет спать, хотя это не так на самом деле;
  • во время игры, рисования, чтения ребенок или подносит предмет слишком близко к глазам, или сам наклоняется к нему;
  • при разглядывании отдаленных объектов дети начинают щурить глазки.

Основные цели специальных упражнений:

  • расслабить уставшие глаза;
  • укрепить глазные мышцы и нервы.

Какой результат можно получить, если регулярно использовать зрительный тренажер для ребенка:

  • Стабилизировать кровообращение в сосудах органов зрения.
  • Нормализовать внутриглазное давление.
  • Расслабить глазные нервы и мышцы.
  • Улучшить остроту зрения и зрительное восприятие.
  • Предупредить развитие различных офтальмологических патологий у детей.

Хотя бы раз в день упражнения следует выполнять каждому ребенку. Не забывайте, что такая зарядка благотворно воздействует не только на зрительный аппарат. Улучшаются также функции мозга, его способность воспринимать и перерабатывать информацию, успокаивается и укрепляется центральная нервная система.

Если же малыш получает большие нагрузки на глазки или же существует предрасположенность к проблемам со стороны офтальмологии, то зарядку следует делать не менее 2–3 раз в день. естественно, ее следует сочетать с другими методами лечения, их подберет офтальмолог в зависимости от диагноза.

Физкультминутка для дошкольников

Физкультминутка для дошкольников

ВАЖНО: Чтобы дети четко понимали, что вы от них хотите, выполняйте физические упражнения по мере произношения стихотворной физкультминутки. В нужном месте начинайте приседать, делать повороты, наклоны, совершайте хлопки, и просите деток повторять все за вами.

Физкультминутка для дошкольников:

  1. Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря! (Шагаем.) Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (Машем руками.) Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (Круговые вращения шеей.) Клювом перья расправляют. (Повороты туловища.) Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.) Шарик тоже зарычал, Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед.) Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.) И опять настала тишь, Ш-ш-ш. (Присели.)
  2. Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. Топай правою ногою, Топай левою ногою, Снова — правою ногою, Снова — левою ногою. После — правою ногою, После — левою ногою. И тогда придешь домой.
  3. Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах, Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.) А в часах сидит кукушка, У нее своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.) Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью, (Приседания.) Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) Повернемся мы с тобой Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) А часы идут, идут, (Ходьба на месте.) Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (Бег на месте.) Если их не заведут, То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
  4. Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.) Мы теперь плывем по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
  5. Во дворе стоит сосна, К небу тянется она. Тополь вырос рядом с ней, Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся.) Ветер сильный налетал, Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперед-назад.) Ветки гнутся взад-вперед, Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью.) Будем вместе приседать — Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.) Мы размялись от души И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)
  6. А теперь на месте шаг. Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.) Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.) Руки перед грудью ставим И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.) Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.) Мы колени поднимаем — Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.) От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.) И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Видео детской гимнастики для глаз

Видео детской гимнастики помогает лучше понять, как ребенку нужно выполнять упражнения, а также позволяет организовать самостоятельные занятия.

Зарядка для глаз для детей с использованием видео занимает меньше времени и вызывает у ребенка больший интерес, чем самостоятельное выполнение. Особенно актуально это для дошкольников.

Для самых маленьких созданы специальные видео, где с помощью визуальных элементов взгляд ребенка направляется в нужную сторону и по определенным траекториям, чтобы тренировать мышцы при близорукости и дальнозоркости. Гимнастика для глаз при астигматизме у детей по видео поможет быстрее достичь улучшения зрения.

Гимнастика для глаз определенно стоит внимания. В более раннем возрасте она приносит больший результат и помогает предотвратить нарушение зрения у детей или уменьшить их проявленность.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector